Фемида-Аудит Сыктывкар аудиторская фирма аудиторская фирма Сыктывкар Фемида-Аудит

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ

(Как в 2011 г. вести учет затрат, отражавшихся ранее
на счете 97 "Расходы будущих периодов",
и можно ли этим счетом пользоваться дальше)

 

Сначала строку "Расходы будущих периодов" убрали из новой формы бухгалтерского баланса (кстати, новые формы налоговая служба и Минфин рекомендуют применять начиная с отчетности за I квартал 2011 г. <1>). Затем из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <2> тоже было удалено всякое упоминание о расходах будущих периодов <3>. Все это вызвало небывалую активность бухгалтерского сообщества. Появилась масса вопросов и обсуждений, нужно ли ликвидировать счет 97 "Расходы будущих периодов", а если нужно - куда деть суммы, которые на нем числятся.
--------------------------------
<1> Письмо ФНС России от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6116; Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01.
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н).
<3> Пункт 65 Положения N 34н.

 

Бухгалтерам счет 97 удобен, и расставаться с ним
они не хотят

 

Угроза, нависшая над счетом 97, показала, насколько наши бухгалтеры его любят. В основе этой любви, конечно, сугубо прагматичные причины: на счет 97 можно списать суммы, которые сейчас по тем или иным причинам нельзя (или не хочется) признавать в текущих расходах. Причин может быть несколько.


Причина 1. Боимся списать существенную сумму затрат сразу на расходы
К примеру, организация сделала дорогой ремонт оборудования. Даже если бухгалтер считает, что сумму расходов на этот ремонт можно полностью признать в текущих расходах, делать это он опасается. Причем причина таких опасений не только в возможных претензиях проверяющих, но и в нежелании портить себе отчетность и снижать текущие финансовые показатели (даже если в итоге получаем все-таки прибыль).


Причина 2. Прячем убытки


Особо пояснять, о чем речь, нет необходимости. Всем известно, что налоговики не любят убытков - они даже являются одним из критериев для отбора претендентов на выездную проверку <4>. Поэтому бухгалтеры (иногда - с подачи инспекторов) прячут на счет 97 текущие расходы. И тут совершенно не важно, насколько существенна та или иная сумма расхода. Ведь даже несколько несущественных сумм, накопленных в течение года, в итоге могут повлечь появление убытка. Все, конечно, понимают, что такое отражение расходов неправильное. Но все же иногда сознательно на него идут.


Причина 3. Пытаемся "подтянуть" бухгалтерский учет под налоговый


Одна из распространенных ситуаций - продажа основного средства с убытком до истечения срока его полезного использования. По правилам налогового учета такой убыток нельзя признать сразу: его надо списывать постепенно в течение оставшегося срока эксплуатации <5>. Поэтому бухгалтеры предпочитают результат от продажи ОС (убыток, выявленный на субсчете 01-"Выбытие основных средств") не списать на счет 91 "Прочие доходы и расходы", а отразить на счете 97 "Расходы будущих периодов". И списывать постепенно в течение того же срока, что и в налоговом учете. Конечно, это удобно, но совершенно неверно.
Другой аналогичный пример - лицензии на занятие определенной деятельностью. В налоговом учете бухгалтеры опасаются единовременно учитывать стоимость дорогих лицензий в расходах. Ведь есть Письма Минфина, рекомендующие сумму государственной пошлины за выдачу лицензии списывать равномерно в течение срока действия самой лицензии <6>.

Примечание
Есть и другие письма финансового ведомства, в которых Минфин высказывает иное мнение о порядке признания расходов на лицензии в налоговом учете. В защиту единовременного признания стоимости лицензии в расходах он приводит такие аргументы:
- положение п. 1 ст. 272 НК РФ о распределении расходов между периодами может применяться только к расходам, возникающим в рамках гражданско-правовых договоров. А в отношении иных расходов (к примеру, вытекающих из норм закона) п. 1 ст. 272 НК РФ не применяется. Поэтому нет необходимости распределять стоимость лицензии на все периоды ее действия <7>;
- государственная пошлина является федеральным сбором <8>. Поэтому ее сумму надо признать в расходах в момент начисления <9>.

 

Причина 4. Нам удобно отражать все суммы, которые нужно (или просто решено) списывать равномерно в течение нескольких месяцев, на счете 97


Удобство, прежде всего, обеспечивает возможность автоматического ежемесячного списания в программе сумм со счета 97. Такой механизм заложен в большинство бухгалтерских программ. Не нужно вручную делать проводки каждый месяц - все делается само собой.
И что немаловажно - для такой проводки программа не требует вводить реквизиты какого бы ни было документа (акта о выполнении работ или оказании услуг, накладной и т.д.). Именно поэтому некоторые бухгалтеры сознательно учитывают на счете 97 суммы некоторых авансов (к примеру, платежи по договорам страхования).
Кроме того, некоторым предпочтительнее все суммы, которые надо постепенно признавать в расходах, учитывать где-то в одном месте (как суммы, действительно относящиеся к будущим периодам, так и суммы авансов по услугам или аренде и прочих непонятностей). Ведь если такие постепенно списываемые суммы раскидать по нескольким счетам (к примеру, одну часть оставить на счете 97, а остальные - на разных субсчетах к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"), то вероятность ошибки повышается - можно с каких-то счетов их списать, а с каких-то - забыть. Да и работы прибавляется.

Вывод
Итак, в результате бессистемного подхода к использованию счета 97 в бухучете многих организаций на нем образовалась та самая "помойка", которая раньше плавно переходила в бухотчетность в виде абсолютно не классифицируемой суммы, непонятно что означавшей.
А ведь это неправильно, поскольку не дает представления о реальной картине активов, расходов и финансового результата.

--------------------------------
<4> Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
<5> Подпункт 1 п. 1, п. 3 ст. 268 НК РФ.
<6> Письма Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569, от 31.05.2007 N 03-03-06/1/353.
<7> Письмо Минфина России от 15.10.2008 N 03-03-05/132.
<8> Пункт 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ.
<9> Подпункт 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.11.2005 N 03-03-04/1/399; Постановления ФАС МО от 12.08.2009 N КА-А40/7313-09; ФАС ВВО от 30.11.2006 по делу N А28-3289/2006-109/21.

 

Счет 97 "Расходы будущих периодов" никто не отменял

 

Посмотрим, что же именно произошло в 2011 г. с расходами будущих периодов в связи с поправками, вступившими в силу начиная с 1 января этого года.
(!) Расходы будущих периодов "удалили" из отчетности.
Изменения, внесенные Минфином, направлены на устранение неразберихи в отчетности и упорядочение сумм, отражаемых ранее в качестве РБП в бухгалтерской отчетности:
- в утвержденной форме бухгалтерского баланса теперь нет строки для отражения расходов будущих периодов;
- п. 65 Положения N 34н звучит теперь как отсылочная норма: при определении затрат отчетного периода он направляет бухгалтеров к профильным ПБУ, регулирующим условия признания различных активов. Расходы будущих периодов сами по себе в нем не упомянуты.

 

Примечание
Если в бухгалтерской отчетности есть безликий актив "РБП", это усложняет ее трансформацию в международную. Причем автоматически такому "запасу" нельзя найти соответствие с активами/расходами по правилам международного учета (в старой форме баланса именно в разделе "Запасы" была предусмотрена строка для отражения расходов будущих периодов). Требуется поднимать аналитику счета 97 и "разгребать", что, куда и когда относить.
Поэтому приверженцы скорейшего перехода на МСФО ратуют за то, чтобы вообще удалить понятие "расходы будущих периодов" из всех нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, включая и План счетов.

 

Так что теперь в отчетности просто не должно быть строк, в которых отражается скопом масса разнородных сумм (если они, конечно, существенные). А существенность показателя надо определять самостоятельно <10>, с учетом того, чтобы отчетность давала пользователям реальную информацию для оценки финансового положения организации и результатов ее деятельности <11>.
(!) Расходы будущих периодов в бухгалтерском учете сохранились.
Эти расходы по-прежнему поименованы в нескольких положениях по бухгалтерскому учету.
Во-первых, механизм переноса затрат на будущее до сих пор предусмотрен ПБУ 10/99 "Расходы организации" <12>. Это самое главное препятствие для устранения счета 97 из "боевого запаса" бухгалтера. Переходящие затраты, имеющие отношение к получению доходов в будущем, оно по-прежнему предписывает обоснованно распределять между отчетными периодами <13>.

 

Примечание
Кстати, аналогичное правило есть и в налоговом учете. При расчете базы по налогу на прибыль расходы признаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от их оплаты <14>. И это для бухгалтера, которому нет особой нужды скрупулезно следовать правилам международного учета, - еще один серьезный аргумент за то, чтобы применять счет 97. Конечно, все в курсе, что бухучет и налоговый учет - это две самостоятельные системы. Но если в бухучете вы будете списывать расходы единоразово, а в налоговом - постепенно, то результат понятен всем: здравствуйте, разницы по ПБУ 18/02! Вот только им никто не рад, и все стараются их минимизировать.

 

Во-вторых, упоминание расходов будущих периодов осталось в других нормативных актах по бухучету. Вот они:
- п. 39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" <15>;
- п. 16 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" <16>;
- п. 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <17>;
- п. 16 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций <18> (в этих Указаниях в качестве примера расходов будущих периодов приведены расходы на приобретение лицензии);
- План счетов бухучета и Инструкция по его применению <19>.

 

Вывод
Сейчас Минфин сделал лишь первый шаг: заставил идентифицировать расходы будущих периодов при составлении бухгалтерской отчетности (разумеется, если сумма расхода/актива существенная). Теперь в балансе не должно быть существенных безликих сумм.
Но пока речь не идет о том, чтобы ликвидировать счет 97 "Расходы будущих периодов". Да это и невозможно сделать сейчас - пока не отменен сам механизм переноса на будущее простых затрат (не связанных с приобретением амортизируемого имущества) <13>.
И если в нормативных актах по бухучету предусмотрен перенос затрат на будущее, то и пользоваться им можно до тех пор, пока Минфин не приведет в порядок свои ПБУ и иные нормативные акты.

--------------------------------
<10> Пункт 3 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<11> Пункт 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
<12> Пункты 9, 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
<13> Пункт 19 ПБУ 10/99.
<14> Пункт 1 ст. 272 НК РФ.
<15> Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
<16> Утверждено Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
<17> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
<18> Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.
<19> Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

 

Определяемся, что мы будем менять в своем бухучете

 

Не секрет, что далеко не все организации трепетно относятся к своей бухгалтерской отчетности. У многих небольших предприятий в числе пользователей отчетности часто - лишь налоговая инспекция и руководство (да и оно интересуется балансом чисто формально). Понятно, что у бухгалтеров таких организаций нет серьезного стимула для того, чтобы вести бухучет идеально. Штрафы за неправильное отражение операций, конечно, есть <20>, но они для многих представляются иллюзорными (хотя бы потому, что проверяющие из налоговой инспекции, как правило, бухучет знают не очень хорошо). В итоге некоторые бухгалтеры решили вообще ничего не менять в порядке учета РБП - ведь это не такой принципиальный момент, как, например, лимит стоимости основных средств.
Некоторые нашли компромисс: оставить на счете 97 все так, как и было раньше (даже если это и не идеальный вариант учета), а чтобы правильно заполнить отчетность, существенные суммы затрат, числящихся в составе РБП, выделять и показывать в бухгалтерском балансе обособленно.
А тем, кто хочет все же, чтобы бухучет родной организации соответствовал требованиям, придется постараться. От неразберихи на счете 97 можно и нужно избавляться. Значит, надо вносить изменения в учетную политику. Чтобы очертить круг таких изменений, вам нужно определиться, какие хозяйственные операции вы будете учитывать иначе, чем делали это раньше. А для этого вам надо проинвентаризировать свой счет 97:
- то, что может быть смело названо активами, оставляете на счете 97. Каждому из таких активов надо дать конкретные названия и для каждой группы однородных активов лучше выделить субсчет на счете 97. Это облегчит заполнение бухотчетности;
- того, что у нас подходит под понятие расходов, на счете 97 быть не должно. И в дальнейшем подобные затраты вы будете сразу признавать при расчете финансового результата текущего периода (они будут учитываться в отчете о прибылях и убытках).

 

Внимание! Если изменившиеся требования в бухучете затрагивают ваши операции, вам нужно вносить изменения в свою учетную политику. И действовать они должны с начала года.

 

Заметим, что понятие актива в нашем бухучете весьма расплывчатое и под него подходит чуть ли не все на свете (активами считаются любые хозяйственные средства, над которыми организация получила контроль и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем <21>). Поэтому лучше рассуждать более прагматично. Чтобы классифицировать некую сумму, проверяете это нечто на предмет того, сможете ли вы это продать кому-то другому или нет. Если вы можете это продать, то у вас есть актив (к примеру, расходы на подготовку к производству сформируют стоимость готовой продукции, которую вы сможете реализовать). Если вы это нечто продать не можете - значит, расход у вас есть уже сейчас, а не в каком-то неопределенном будущем. К примеру, лицензию вы получаете для своей определенной деятельности, и, даже если вы перестанете ею заниматься, деньги вам никто не вернет, а никому другому ее передать нельзя. Значит, лицензию вполне логично признать все-таки расходом, а не активом.
Изменения в применяемых вами способах бухучета должны действовать с 01.01.2011 - ведь они связаны с вступлением в силу Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н, который внес поправки в нормативные акты по бухучету <22>. А поскольку в Приказе N 186н нет никаких переходных положений, то изменения в отчетность, по-хорошему, нужно вносить ретроспективно <23>. Правда, большинство организаций игнорируют это требование (причем некоторые - даже невзирая на то, что их отчетность проверяют аудиторы). Причина в том, что ретроспективный метод труден - ведь при изменении способов учета вам придется пересчитать входящие остатки на счетах бухучета по состоянию на 1 января. Данные отчетности на 31.12.2009 и на 31.12.2010 (эти данные фигурируют в текущей отчетности 2011 г.) надо представить в уже пересчитанном виде - как будто ваш новый способ учета применялся вами и раньше.
Те, кто не хочет применять ретроспективный метод, суммы, которые теперь надо признавать в учете единовременно, предпочтут списать как расходы текущего периода (на счет 91 "Прочие доходы и расходы"). Такой подход бухгалтеры объясняют тем, что в Приказе N 186н никаких переходных положений по этому вопросу нет, а ошибкой как таковой однозначно признать старый порядок отражения сумм в учете довольно сложно.
Кроме того, не забывайте, что малые предприятия (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) могут на вполне законных основаниях отражать изменения учетной политики перспективно - то есть в текущем периоде <24>.
Какой способ (ретроспективный или нет) вы будете применять, если вообще решитесь на изменения, - выбирайте сами. Но вам нужно будет заявить о нем в пояснительной записке к отчетности.
--------------------------------
<20> Пункты 1 - 3 ст. 120 НК РФ.
<21> Пункт 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 29.12.1997).
<22> Пункт 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
<23> Пункты 14, 15 ПБУ 1/2008.
<24> Пункт 15.1 ПБУ 1/2008.

 

Инвентаризируем счет 97 "Расходы будущих периодов"

 

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся операции, отражаемые бухгалтерами на счете 97 "Расходы будущих периодов", и подумаем, что с ними делать дальше. Разумеется, все это для тех, кто решил скорректировать свой бухучет и внести изменения в учетную политику.

 

Активы/расходы,  
учитываемые ранее 
как РБП      

Суть актива/расхода   
и порядок его учета   

Строка в отчетности
(подстрока - если 
сумма существенная)

1         

2            

3         

Компьютерные         
программы,           
приобретенные        
для использования    
(не рассматриваем    
оплату периодических 
платежей             
и приобретение       
исключительных прав  
на программное       
обеспечение)         

Это права пользования      
объектами интеллектуальной 
собственности              
(нематериальными активами -
НМА).                      
НМА, полученные             
в пользование, надо        
учитывать на забалансовом  
счете. Сумму фиксированного
разового платежа           
за пользование НМА надо    
отражать как расходы будущих
периодов и списывать       
в течение срока действия   
договора <25>. К счету 97  
можно открыть субсчет      
"Программное обеспечение"  

Подстрока "Права    
пользования         
программным         
обеспечением":      
(или) строки 1170   
"Прочие внеоборотные
активы" разд. I     
баланса - если срок 
использования        
программы более     
12 месяцев;         
(или) строки 1210   
"Запасы" разд. II   
баланса - если срок 
использования       
программы менее     
12 месяцев          

а) у вас есть        
лицензионный договор 
(подписанный вами    
и правообладателем)  
или же сублицензионный
договор              

Разовый платеж             
за использование программы 
надо списывать:            
(или) в течение срока      
использования, указанного  
в договоре, - если он есть;
(или) в течение 5 лет - если
в договоре не указан срок  
<26>                       

б) у вас лишь        
"оберточная"         
("упаковочная")      
лицензия. Это диск   
с программой,        
на упаковке которого 
указаны условия      
использования        
программы. Начало    
использования        
такого диска означает
заключение           
с правообладателем   
договора присоединения
<27>                 

Если срок использования    
установлен, признаем расходы
в течение этого срока.     
Но срок использования      
программы, как правило,    
не ограничен - ни условиями
присоединения,             
ни Гражданским кодексом    
(правило о пятилетнем сроке
здесь не применяется <28>).
Поэтому можно:             
(или) самостоятельно       
определить срок            
использования программы    
и распределять расходы     
между отчетными периодами  
(если стоимость программы  
существенна);              
(или) вспомнить требование 
о рациональности бухучета  
<29> и списать стоимость    
программы (если она        
невелика) сразу на расходы 
в момент начала            
использования              

Как вы, наверное, помните, при расчете налога на прибыль (по мнению     
контролирующих органов) стоимость прав использования программного       
обеспечения надо признавать в течение срока действия лицензии           
или в течение 5 лет (если такого срока нет) <30>. Но есть решения судов,
которые считают, что расходы на приобретение прав на использование ПО   
можно списать единовременно <31>                                        

Разовые платежи      
по договорам         
страхования          

Это типичный аванс,        
то есть дебиторская        
задолженность. Ведь        
условиями договоров        
предусматривается,         
что в случае их досрочного 
расторжения страховая      
компания должна вернуть    
часть страховых платежей   
(пропорциональную          
оставшемуся сроку действия 
договора). Расходы будут   
появляться постепенно -    
по мере истечения срока    
страхования. Страховки     
со счета 97 лучше убрать - 
их безболезненно можно     
перенести на счет 76       
"Расчеты с прочими         
дебиторами и кредиторами", 
заведя для них отдельный   
субсчет - к примеру,       
"Страховые платежи"        

Формирует показатель
по строке 1230      
"Дебиторская        
задолженность"      
в разд. II баланса. 
В зависимости       
от срока            
задолженности       
ее можно отразить   
по двум разным      
подстрокам:          
- долгосрочная      
дебиторская         
задолженность       
(срок - более       
12 месяцев);        
- краткосрочная     
дебиторская         
задолженность       
(срок - менее       
12 месяцев)         

В налоговом учете, если платежи по конкретному договору страхования можно
учесть в расходах при расчете налога на прибыль, это надо делать так:   
(или) разовый платеж нужно признавать равномерно в течение срока действия
договора пропорционально количеству календарных дней действия договора  
в отчетном периоде;                                                     
(или) периодические платежи - равномерно в течение срока,               
соответствующего периоду уплаты взносов, пропорционально количеству     
календарных дней действия договора в отчетном периоде                   

Расходы, связанные   
с выполнением        
договоров            
строительного подряда

По сути это незавершенное  
производство (НЗП). Но их  
можно продолжать учитывать 
на счете 97, так как        
в ПБУ 2/2008 "Учет договоров
строительного подряда"     
содержится прямая норма    
о том, что в составе       
расходов будущих периодов  
должны отражаться "расходы,
связанные с выполнением    
договоров строительного    
подряда, понесенные в связи
с предстоящими работами"   
<32>. Лучше открыть        
субсчет 97-"Расходы        
на выполнение предстоящих  
работ по договорам         
строительного подряда"     

Подстрока "Расходы  
на выполнение       
предстоящих работ   
по договорам        
строительного       
подряда" строки 1210
"Запасы" разд. II   
баланса             

Пусковые             
и подготовительные   
расходы:             
- при подготовительных
работах в сезонных   
производствах;       
- при горно-         
подготовительных     
работах;             
- при освоении       
новых производств,   
цехов и агрегатов    
(пусковые расходы);  
- при подготовке     
и освоении           
производства новых   
видов продукции      
и новых технологий;  
- при рекультивации  
земель               

По сути это НЗП. Расходы,  
связанные с подготовкой    
нового производства,       
по-прежнему можно учитывать
как расходы будущих        
периодов на счете 97       
"Расходы будущих периодов".
Основание - общий принцип  
распределения расходов <33>
и то, что эти суммы учтутся
в дальнейшем в себестоимости
выпускаемой продукции. Кроме
того, для учета в составе  
РБП материалов, отпущенных 
на пусковые                
и подготовительные работы, 
есть прямая норма <34>.    
Для каждой группы таких    
расходов можно открыть     
отдельный субсчет          

Можно предусмотреть 
подстроку           
к строке 1210       
"Запасы" разд. II   
баланса для каждой  
группы таких        
расходов. К примеру:
"Затраты на освоение
природных ресурсов",
"Затраты на освоение
новых производств"  

Отложенные расходы   
прошлых лет.         
К примеру:           
- лишь для избежания 
убытка в одном периоде
часть обычных расходов
"спрятана" на счет 97
как расход будущих   
периодов;            
- отнесли убыток     
от продажи основного 
средства на счет 97  
для его равномерного 
списания до истечения
срока полезного      
использования ОС;    
- какие-то затраты   
списываются через    
счет 97 для сближения
с налоговым учетом   
<35>                 

Такие затраты не должны    
учитываться как РБП.       
Их надо списать. Вариантов 
списания несколько:        
(или) как расходы текущего 
периода;                   
(или) как несвоевременно   
учтенные ранее расходы,    
то есть вы признаете свою  
ошибку <36>:               
(если) сумма существенная -
исправлять ошибку надо     
используя счет 84          
"Нераспределенная прибыль  
(непокрытый убыток)" (и надо
сделать ретроспективный    
пересчет);                 
(если) сумма               
несущественная - списываем 
на счет 91                 

(если) расходы      
признаем текущим    
периодом как прочие -
отражаем их по      
строке 2350 "Прочие  
расходы" Отчета     
о прибылях и убытках;
(если) вы списываете
расходы со счета 97 
в ходе исправления  
существенной ошибки 
прошлых лет - надо  
заполнить разд. 2   
"Корректировки      
в связи с изменением
учетной политики и  
исправлением ошибок"
Отчета об изменениях
капитала <37>       

Расходы на ремонт    
основных средств     

Затраты на ремонт основных 
средств надо признавать    
в текущих расходах.        
Никакого отношения         
к следующим отчетным       
периодам они не имеют.     
Ни одно ПБУ прямо          
не подтверждает возможность
учета расходов на ремонт   
в качестве РБП.            
Недосписанные суммы можно  
учесть в текущих расходах  
сразу. С 01.01.2011        
не должно быть и резервов  
на ремонт ОС <38>          

В зависимости       
от характера        
использования ОС    
в Отчете о прибылях 
и убытках списанные 
суммы расходов      
попадут:            
(или) в строку 2120 
"Себестоимость      
продаж";            
(или) в строку 2220 
"Управленческие     
расходы"            

Часть отпускных,     
приходящихся         
на следующий месяц   

Выплаченные отпускные надо 
признавать сразу. Ведь сумма
расхода определена, она    
обоснованна, и выплата     
ее регулируется Трудовым   
кодексом. Кроме того,      
по правилам нового         
ПБУ 8/2010 "Оценочные      
обязательства, условные    
обязательства и условные   
активы" <39> (оно          
не распространяется на малые
предприятия) отпускные надо
списывать за счет оценочного
обязательства на оплату    
отпускных, учитываемого    
на счете 96 "Резервы       
предстоящих расходов".     
Следовательно, со счета 97 
отпускные надо списать     
на текущие расходы         

В зависимости       
от подразделения,   
где трудятся ушедшие
в отпуск работники, 
в Отчете о прибылях 
и убытках списанные 
суммы расходов      
попадут:            
(или) в строку 2120 
"Себестоимость      
продаж";            
(или) в строку 2210 
"Коммерческие       
расходы";           
(или) в строку 2220 
"Управленческие     
расходы"            

Минфин рекомендует в налоговом учете делить переходящие суммы отпускных 
между двумя месяцами <40>. Поэтому, используя счет 97, бухгалтеры       
сближают бухгалтерский учет с налоговым.                                
В противовес тому, что под отпускные надо создавать резерв, некоторые   
бухгалтеры уже заявляют, что ПБУ 8/2010 никакого отношения к отпускным  
иметь не может. Ведь по правилам ПБУ 8/2010 оно не может применяться    
к договорам, по которым не выполнены все обязательства сторон <41>.     
А трудовые договоры, на основе которых считаются отпускные, как раз     
подходят под это определение. Тем самым бухгалтеры считают, что они нашли
лазейку для того, чтобы не создавать оценочное обязательство по отпускам.
Однако специалисты Минфина против такого подхода и настаивают на том,   
что в бухучете надо отражать оценочное обязательство на выплату отпускных
(см. разъяснения И.Р. Сухарева на с. 32 в журнале "Главная книга", 2011,
N 7). К тому же есть проект следующего нового ПБУ "Учет вознаграждений  
работникам". И в нем четко прописано, как надо создавать оценочное      
обязательство (то есть резерв на оплату отпусков) и когда               

Взносы                
в саморегулируемые   
организации (СРО)    

Членство в СРО бессрочное, 
передать его другому       
(продать) нельзя. Уплата   
взносов в компенсационный  
фонд (несмотря на довольно 
внушительный размер -      
от 300 тыс. до 30 млн руб. 
<42>) вполне подходит      
под определение расходов   

(если) расходы      
признаем текущим    
периодом:           
(или) как прочие -  
отражаем их         
по строке 2350      
"Прочие расходы"    
Отчета о прибылях   
и убытках;           
(или) как обычные   
производственные    
расходы - отражаем  
по строке 2120      
"Себестоимость      
продаж" Отчета      
о прибылях и убытках;
(если) вы списываете
расходы со счета 97 
в ходе исправления  
существенной ошибки 
прошлых лет - надо  
заполнить разд. 2   
"Корректировки      
в связи с изменением
учетной политики и  
исправлением ошибок"
Отчета об изменениях
капитала <43>       

По мнению Минфина России, при расчете налога на прибыль расходы на уплату
взносов в СРО можно и нужно учитывать единовременно <44>                

Расходы на получение 
лицензии на тот      
или иной вид         
деятельности         

У лицензии есть срок       
действия, но продать ее    
кому-то другому нельзя.    
Так что это - расход. К тому
же в большинстве случаев   
стоимость лицензии состоит 
из одной лишь уплаченной   
при ее получении госпошлины,
и часто ее сумма - всего   
2600 руб. <45>. Так что    
растягивать на несколько   
лет стоимость лицензии     
смысла нет - только        
усложните себе жизнь       
и прибавите работы         

(если) расходы      
признаем текущим    
периодом:           
(или) как прочие -  
отражаем их         
по строке 2350      
"Прочие расходы"    
Отчета о прибылях   
и убытках;          
(или) как обычные   
производственные    
расходы - отражаем  
по строке 2120      
"Себестоимость      
продаж" Отчета      
о прибылях и убытках;
(если) вы списываете
расходы со счета 97 
в ходе исправления  
существенной ошибки 
прошлых лет - надо  
заполнить разд. 2   
"Корректировки      
в связи с изменением
учетной политики и  
исправлением ошибок"
Отчета об изменениях
капитала <46>       

Если же лицензия дорогая и стоит несколько миллионов рублей (скажем,    
госпошлина за лицензию на производство этилового спирта, которая        
обойдется в 6 млн руб. <47>), то вы вполне можете вспомнить, что такие  
затраты упоминаются в одном нормативном акте в качестве РБП <48>.       
И тогда, если вы будете списывать их равномерно, к вам не должно быть   
претензий со стороны проверяющих (ведь вы руководствовались действующим 
ПБУ).                                                                   
При признании стоимости лицензий в налоговом учете есть две точки зрения
(причем обе они подкрепляются письмами Минфина). О них мы уже говорили  
на с. 27.                                                               
Учитывая серьезные аргументы, приводимые Минфином в защиту              
единовременного признания стоимости лицензий в налоговых расходах,      
вы можете руководствоваться именно ими. К тому же, даже если проверяющие
не будут согласны с вашим подходом, от штрафов и пеней ссылка на Письма 
Минфина вас убережет <49>                                                

К сведению
Подробнее о создании резерва на оплату отпусков вы можете прочитать в журнале "Главная книга", 2011, N 8, с. 25.

К сведению
С проектами новых ПБУ можно ознакомиться на сайте НСФО по адресу: http://www.nsfo.ru/item.php?doc_id=1353&sec_id=1.

* * *

Получается, что у нас поправки в бухучет - точечные. Из-за этого попытки равнения на МСФО в одних ПБУ не всегда стыкуются с тем, что написано в других действующих ПБУ. И уже сейчас ходят слухи о том, что после вступления в силу всех запланированных профильных ПБУ Минфин отменит ПБУ 10/99. А сейчас - самое время бухгалтерам применять профессиональное суждение.
В создавшейся сумятице вокруг расходов будущих периодов масла в огонь подлили и разработчики бухгалтерских программ. Некоторые из них сообщили своим пользователям, что в обновленных версиях бухпрограмм новые суммы, отражаемые на счете 97, уже не будут автоматически ежемесячно списываться. А это - самый болезненный удар по хаотичному учету РБП. Так что перестраиваться придется всем: как тем, кто хочет что-то менять, так и остальным - которые будут просто вынуждены это сделать.


--------------------------------
<25> Пункт 39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
<26> Пункт 4 ст. 1235 ГК РФ.
<27> Пункт 3 ст. 1286, ст. 1272 ГК РФ.
<28> Пункт 38.2 Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009.
<29> Пункт 6 ПБУ 1/2008.
<30> Письма Минфина России от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681; Письмо УФНС России по г. Москве от 13.10.2009 N 16-12/107239.
<31> Постановления ФАС МО от 07.09.2009 N КА-А40/6263-09; ФАС ПО от 16.02.2009 по делу N А55-9496/2008; ФАС ВВО от 17.08.2007 по делу N А43-33315/2006-37-925.
<32> Пункт 16 ПБУ 2/2008.
<33> Пункты 9, 19 ПБУ 10/99.
<34> Пункт 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
<35> Подпункт 1 п. 1, п. 3 ст. 268 НК РФ.
<36> Пункты 9, 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
<37> Утвержден Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<38> Пункт 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (утратил силу с 01.01.2011).
<39> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
<40> Письмо Минфина России от 23.12.2010 N 03-03-06/1/804.
<41> Пункт 2 ПБУ 8/2010.
<42> Пункт 4 ст. 48, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 55.8, п. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
<43> Утвержден Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<44> Письмо Минфина России от 11.02.2010 N 03-03-06/1/63; пп. 3 п. 7 ст. 272, пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ.
<45> Подпункт 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
<46> Утвержден Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<47> Подпункт 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
<48> Пункт 16 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.
<49> Подпункт 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75, п. 1 ст. 34.2 НК РФ; Письмо Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67.

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru